На главную Контакт! Trophy Expedition Team

◄ Вернуться на страницу «Отчёты»

Север 2010 МТ. Камни в облаках

«Север 2010 Mud Terrain». Это мы так считали, планируя маршрут на этот год, но аномальное лето 2010–го сделало всё другим. Не Mud Terrain, а скорее Rock Terrain…

… Камни. Камни круглые, камни квадратные, треугольные и прочие. Камни сами по себе, каменные реки, камни в воде и в болоте, камни с грязью и камни с брёвнами, а на десерт — камни в облаках…

Дорога

Начинается всё с Мурманского шоссе, позади остаётся Питер с жарой, а впереди — сотни километров всё дальше и дальше на север.

Всем хотелось отдохнуть, поэтому сразу было решено устроить стоянку, и просто ничего не делать один день посреди лета.

И был длинный-длинный день на берегу Пальеозера, и никуда не хотелось двигаться…

Север 2010 МТ Север 2010 МТ Север 2010 МТ

А на следующее утро — всё больше числа на километровых столбах, дальше, дальше, скоро на горизонте будут северные горы!

Дорожные встречи — это судьба. Север притягивает многих, и их всё больше. Но когда остановившиеся на обочине машины экспедиции объехали и встали рядом ещё два внедорожника, удивление было велико, ведь из одного вышел старый знакомый! Именно эти люди в 2008–м году присоединились к нам на Варзуге, прошли с нами (на стоковой ШевиНиве) от Умбы до Октябрьского и дальше в Хибины. И вот мы встречаемся снова. Значит, и их поймала на крючок красота Кольской земли…

Но закончился и длинный перегон. Кандалакша, заправка, заливаем топливо в баки и все имеющиеся канистры, завтра — Умба, а потом «до свидания, асфальт».

Вечер на Колвицком озере:

Север 2010 МТ

Камни на земле (Умба – Октябрьский)

Было время, когда лесные дороги, уходящие на север от старинной Умбы, были нужны и важны людям. Но дорогам неведомо, что происходит в Большом Мире. Почему–то стали уходить из этих мест люди, пустели и умирали деревни, шли годы, и лес медленно и постепенно стал возвращать себе утраченное. По дорогам ездят и сейчас, но селений почти не осталось, а вокруг бесконечных лесов, болот и озёр, не касаясь их, пролегли дороги новые — там день и ночь шумят моторы, там энергия и жизнь Большого Мира…

Но здесь всё осталось по–старому. И вьются, как и прежде, ниточки на картах. А рядом — названия деревень, в основном с пометками «нежилое».

Север 2010 МТ Север 2010 МТ Север 2010 МТ

По этим дорогам не поедешь быстро — камни. Сколько их на каждый метр грунтовки! Когда идут дожди, камни прячутся под воду, но этим летом все они были на виду.

Удивительно, но жаркое лето высушило дороги даже в Мурманской области. Там, где два года назад красовались вольготно расположившиеся посреди дороги… нет, лужами это уже не назвать — водоёмы, так будет точнее, длиной по 100–200 метров и в метр глубиной, перед нами оказывалась только сухая земля и те же камни. Сплошь и рядом дорога превращается в сплошную реку из камней, и начинается очередной триал.

Мы проехали по лесным дорогам, совсем уже забытым всеми, кроме нечастых охотников и рыбаков. Названия на картах — «Печекуры», «Западное Мунозеро»… Они не означают более ничего. Только старая–старая лесная дорога, над которой уже смыкаются шатром ветки, тишина бескрайних лесов, с горки — на горку по сплошным камням, валуны, торчащие в низинах из подсохшей грязи, да громадные ели, отражающиеся в синих озёрах. А больше — никого и ничего.

На следующий день, после ночёвки на берегу быстрой реки Муны, двигаемся дальше, в направлении единственного в этих местах населённого пункта — это деревня Инга. В позапрошлом году мы проехали от Инги дальше к Октябрьскому по «короткой» дороге, через полуразрушенные гати.

Встретившийся тогда навстречу местный житель на дизельном ГАЗ-66 сказал примерно так: «Да ну, там даже я не езжу, гиблое место». Но есть и другая дорога, так называемая «через плотину», она считается вроде бы получше, хотя и длиннее. Мы свернули на неё. Да, наверное, лучше… Смотря, как оценивать. Тот же каменный триал, только умноженный на три, вдобавок на изрядном рельефе. Но там тоже ездят. Вообще этим летом на Кольский полуостров отправилось искать приключений очень много людей. Мы встречали и внедорожные автомобили, и пешеходов, и целые группы велосипедистов. А доехав до той самой плотины, обнаружили там довольно большую команду из Москвы на весьма серьёзной мототехнике.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Камни в воде (Тысяча Ручьёв)

Отсутствие большого количества воды позволило нам пройти первый из намеченных участков маршрута значительно быстрее, чем мы предполагали. Поэтому на бескрайнем асфальте аэродрома Берёзово мы оказались уже к концу дня. Тепло, на редкость тепло для Мурманской области, по окраинам взлётных полос стоят подберёзовики размером с хорошее блюдце. Грибов собрали довольно изрядно, но вначале — разгон по асфальту! Какой водитель сможет удержаться от этого, увидя «дорогу» таких размеров?! Автомобили на ней выглядят игрушками, сходства добавляют антенны радиостанций.

Север 2010 МТ

Ещё не вечер — и мы решили не терять времени, останавливаясь на ночёвку на аэродроме, а двинуться дальше, в сторону Умбозера.

Что означает красивое и романтичное название «Тысяча Ручьёв» на самом деле? Это дорога, проложенная между горами Ловозерья и берегом Умбозера, с одной–единственной целью: постройка и обслуживание узкоколейной железной дороги от Апатитов до Ревды.

От самого посёлка Октябрьский по непроходимым когда–то болотам силами заключённых проведена насыпь и положены рельсы (давно уже растащенные на металлолом). На картах кругом обозначения — «бараки такие-то».

Выглядит всё это местами несколько страшновато, стоит только представить, как в Кольские болота высыпались десятки (или сотни?) тысяч тонн камня… Метод был очень простой: болота элементарно заваливались камнем в месте, где желательно было проводить технику.

Север 2010 МТ

Но воду ручьёв и речек, текущую в Умбозеро с высот Ловозерских тундр, не остановить. Под насыпью железной дороги проложены трубы, через реки покрупнее построены вполне серьёзные бетонные мосты, но через автомобильную дорогу вода течёт так, как указывает природа. Местами (особенно в начале) нечто, называемое дорогой, радовало тем фактом, что лето очень жаркое… Несложно представить, что там творится после двух–трёх недель сильных дождей. Болотный торф, перемешанный с гранитными валунами, местами полуразрушенные гати с изрядными окнами в них. Некоторые окна завалены под гатью всё тем же камнем, но не все.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Эта дорога вся пересечена действительно огромным количеством бродов. Кое–где уже существуют объезды по насыпи узкоколейки. Видимо, наученные опытом, люди предпочитали ехать по остаткам шпал, чем лезть в речку. Но воды было относительно немного, поэтому почти ни одного брода мы не объезжали. Полуразрушенный же мост через крупную протоку, как выяснилось, отлично держит машины.

Север 2010 МТ

Рядом с ним – бетонный железнодорожный мост.

Север 2010 МТ

Единственное условно жилое место на этой дороге называется Пунча. Раньше это было рыбацкой деревенькой, теперь людей там совсем мало.

Пунча, закат над Умбозером:

Север 2010 МТ

Чуть позже, уже за Пунчей, мы благополучно нашли место для ночёвки, а на следующий день двинулись дальше. С утра погода стала заметно ухудшаться, упали первые капли, вскоре превратившиеся в проливной дождь. К счастью, продолжался он не слишком долго.

После очередной серии камней и бродов…

Север 2010 МТ

… перед нами предстал мёртвый мир.

Север 2010 МТ

Оказывается, бывает и такое: полностью заброшенный крупный горно–обогатительный комбинат. Полное впечатление, что мы вдруг оказались то ли на полностью покинутой людьми Земле, то ли в очередном фильме о последствиях ещё какой–нибудь катастрофы.
(Катастрофу выбирать по вкусу: третья мировая война, глобальная эпидемия, нашествие инопланетян, и тому подобное.)

…Совершенно неожиданно лесная каменистая дорога после очередного брода выныривает на перекрёсток. Вполне настоящий перекрёсток, разве что без асфальта. Но от предгорий вниз, к берегу Умбозера, спускается весьма приличная дорога, на которой свободно разместится рядом парочка БЕЛАЗов. Железнодорожный переезд — хорошо хоть, без шлагбаума — через ту самую узкоколейку. Всё, что от неё осталось — это вросшие в землю полусгнившие шпалы. И ржавый дорожный знак STOP.

Справа, выше, видны в наползающих с гор облаках какие–то огромные сооружения, мёртвые дымовые трубы тонут в тумане. А что же внизу? Сворачиваем вниз, к озеру.

Вдоль дороги тянутся остатки линии электропередачи и изрядного размера трубы. На берегу наше подозрение подтвердилось: станция водозабора, причём немаленькая. Электроподстанция, компрессорный зал, и уходящие в воду стальные конструкции с трубами. Всё разрушено и разграблено, ни души вокруг…

Север 2010 МТ

Сворачиваем на боковую дорожку в направлении берега, и… попадаем в изумительно красивое место. Обширная бухта, берег Умбозера, ели, берёзы, мхи и чистый песок. Как выяснилось потом, Губа Песчаная (так называется это место) весьма посещаема местными любителями рыбалки из Ревды. Но озеро велико, и где поставить лагерь — найдётся всегда.

Мы вернулись туда, но это было позже.

А пока — снова на перекрёсток, и вверх, к покинутому комбинату. По дороге в изобилии раскиданы какие–то мотки проволоки, обрывки транспортёрных лент метровой ширины, из земли торчат непонятные железки, посреди дороги лежат валуны размером по метру, а то и по два. Очень скоро дорога упирается в то, что осталось от ворот. За ними — свежая насыпь, явно сделанная тяжёлой строительной техникой, причём совсем недавно.

Север 2010 МТ

Впечатление от того, что находится дальше, фотографии передают слабо. Это надо видеть собственными глазами. Туман, облака почти ползут по земле, скрывают верхушки дымовых труб, и местами даже верхние этажи зданий. А под облаками — брошенный комбинат. Корпуса высотой с 9–ти этажный дом, ещё что–то, рядом явно административное здание… И нигде ни следа никого живого. Вокруг — изуродованная земля, словно здесь шло сражение невесть с чем или кем…

Север 2010 МТ

Но пора двигаться дальше. Разворачиваемся, спускаемся обратно к перекрёстку, поворот — и деревья снова всё скрывают, будто и не было никаких постиндустриальных пейзажей.

Судя по картам, до Ревды остаётся в общем–то немного. Выше обозначена какая–то довольно прямая дорога. Посмотрим? Ближайший отворот вправо, извилистая дорожка всё с теми же камнями уходит всё выше. Совершенно неожиданно машины выезжают на… весьма и весьма приличное шоссе! Очевидно, что это дорога от Ревды к тому самому комбинату.

По асфальту мы очень быстро доехали до Ревды, единственного более или менее крупного посёлка на берегах Умбозера.

Теперь нам на Перевал Геологов!

Камни в облаках (Перевал Геологов)

Что это вообще, Перевал Геологов? Это довольно узкая (метров 200 в минимуме) скальная перемычка между двумя горными цирками. О происхождении этих цирков единого мнения у специалистов по сию пору нет. Сам перевал находится на высоте почти 1000 метров над уровнем моря, окружающие вершины — выше. Это Аллуайв (1051 м) и Кедыквырпахк (1106 — 1118,7 м). Собственно, этот «перевал» никуда не ведёт, кроме как на вершину горы. С него можно только спуститься обратно. Но спуститься — это потом, вначале надо подняться.

Ревда вообще связана с окружающим миром не слишком–то большим количеством дорог. Единственный путь по асфальту — от Оленегорска. И ещё можно по асфальту же уехать из посёлка до горно–обогатительных комбинатов. Вот с такого шоссе и начинается серпантин, ведущий к Перевалу Геологов. Сворачиваешь с асфальта — и сразу привыкай!

Дорога (естественно, каменная) сразу же начинает резко уходить вверх, высота быстро растёт, поворотов всё больше. В тот день, когда мы поднимались на перевал, над Ревдой и Умбозером висели низкие облака, день был пасмурный. Но мы–то едем вверх, к облакам в гости! Ещё немного, и пожалуйста. Вроде бы только что были дома, улицы, шоссе… Всё исчезло. Совсем другой мир. Облака не сверху, а прямо здесь, в руках. Просто подъезжаешь к белой стене, лежащей поперёк дороги. Но она расплывается, а внутри — плотный туман.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Но дорога идёт выше, и облачность вскоре заканчивается. То есть там, внизу, всё осталось по–прежнему, и серый день не изменился. Но теперь мы смотрим на это сверху. А там, оказывается, даже пробивается солнце сквозь второй, высотный, слой облаков.

Ещё выше, машины ползут по еле заметному среди камней следу на плато, и вот мы на Перевале Геологов!

Север 2010 МТ

Сплошное поле каменных обломков, чёрно–серых и зернистых. Сложенные туристами–горниками некие подобия сейдов, обрывы с обеих сторон, практически нет даже лишайников. Выглядит, как другая планета.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Но ведь нечто похожее на дорогу идёт ещё выше! Надо посмотреть, что там? Конечно, надо!

«Там» — плато на меньшей вершине горы Кедыквырпахк. Не особенно большое, но и далеко не пятачок. Навигатор показывает 1103 метра над уровнем моря. Верится. Такие же чёрно–серые камни, облака где–то далеко внизу, а на плато тут и там изогнутые скальные гребни высотой метров по пять, валяется пара брёвен и рваные кирзовые сапоги.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

В изгибе каменного гребня и был поставлен лагерь.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Ночь над землёй не похожа ни на что. С заходом солнца впечатление, что попал именно на другую планету, усиливается. То, что совсем недалеко — трава, деревья, и вообще лето (хотя холодно не было) — вспоминается не сразу.

Север 2010 МТ

Ранним утром, в полном безветрии и разноцветной дымке, окончательно скрывшей и так–то не слишком заметные сверху признаки цивилизации… Это был просто Марс… Фотоаппарат доставать почему–то не хотелось.

Однако пора и спуститься с высот на землю. Утро было ярким и солнечным.
Фото на память, вся команда — люди, четвероногий участник похода и достойная техника.
«Улыбнитесь, наш авиалайнер совершает посадку в посёлке Ревда!»

Север 2010 МТ

После камней и высоты особенно сильно хотелось устроить день отдыха. Погода явно улучшалась, стало совсем тепло, и все единодушно постановили вернуться на берег Умбозера, в ту самую Губу Песчаную. Тем более, что у нас имеются при себе немыслимые в походе удобства, горячий душ!

(Приехавшие спустя небольшое время на тот же берег путешественники из Германии не сразу поверили собственным глазам: «Горячая вода?!» )

Вскоре лагерь был уже поставлен, упомянутые удобства подключены к неисчерпаемому источнику воды, а вокруг всё ещё июль, и до конца лета далеко, и никуда не надо торопиться.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Север порадовал нас в этом году и теплом лета, и совершенно фантастическими красками…

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Не порадовали лишь отдельные потерявшие всякую совесть люди. Ночью утащили со стола оставленные на нём кружки, два хозяйственных ножа и котелок.

Или и не было её, совести, никогда? Ну как можно украсть у людей в лесу кружку, нож и котелок?! Соседний лагерь пострадал ещё больше: ящики с рыболовными принадлежностями и канистры с топливом.

Хочется надеяться, что украденное вору впрок не пойдёт. Видимо, некоторые жители Ревды — поистине с пёсьими головами…

Хибины. Каменные реки

Экспедиция ещё далеко не закончилась на берегу Умбозера. С места стоянки были хорошо видны горы за озером. Хибины. Нам туда.

Несколько часов езды, не слишком долгое пребывание на оживлённой трассе М18, поворот, мост через Экостровский пролив, Апатиты, Кировск. Снова заправляемся топливом по максимуму, отзваниваемся домой, пока работают телефоны. В Хибинах связи нет. Пора вверх. Горы снова, как и в прошлом, и в позапрошлом году, обступают со всех сторон, заслоняя в памяти улицы, дома и светофоры.

Людей в Хибинах стало ещё больше, но наше место под лагерь, к счастью, свободно.

Немного позже на дороге показался ярко–жёлтый автомобиль — к нам, как и договаривались, присоединились Денис (Maniak Den) и Юля.

Север 2010 МТ

Вид от базового лагеря:

Север 2010 МТ

А вот и «удобства»:

Север 2010 МТ

В Хибинах не так уж много дорог, вообще проходимых для какого бы то ни было автомобиля. Нам хотелось посмотреть на некоторые из них. Например, дорога от озера Гольцового до посёлка Имандра, на западный край гор, и затем к югу, до Апатитов.

Мы прошли по ней. Помимо всего прочего, мы теперь точно знаем, где живёт легендарная персона «Бабка В Красных Кедах»! Живёт она в посёлке Имандра, на западном краю Хибин. Это, конечно, шутка и не более, встреченная нами почтенная леди — никак не «бабка», и не носит красные кеды. Более того, мы ей весьма благодарны!

Однако по порядку…

Об этой дороге говорят много, и все разное. Начиная от того, что проехать там возможно чуть ли не исключительно на прототипе. Возможно, что в дождливый год было бы значительно сложнее. Но в принципе, ничего невозможного нет.

Путь начинается с прохождения бродов возле Гольцового.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Дальше — путь по песчаному берегу, дождь, ползущие по склонам гор облака. Дорога уходит с берега и начинаются полосы сплошных камней, выше в лес, ещё немного — и подъезжаем к броду через протоку между озёрами Гольцовым и Травяным. Протока называется Бассейная Куна. Каменное дно и довольно быстрое течение.

Север 2010 МТ

Но брод вполне проходим.

Север 2010 МТ

Лесная дорога идёт на запад, к краю гор и единственному жилому посёлку Имандра. Дорога очень разная, есть и броды, и разливы в заболоченных низинах (вот там ничего не высохло!), грязь, перемешанная с камнями и прочее. Есть и отдельные совершенно сухие места в сосновых борах, где дорожка имеет вид подъезда к дачному участку. Но таких отрезков очень немного — от одного препятствия до другого.

Север 2010 МТ

«Кто жаловался на отсутствие грязи?! Вэлкам!»

Север 2010 МТ Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Но вот расходится в стороны лес, выезжаем на поляну возле железной дороги, за ней — гладь озера Большая Имандра. А рядом, на полосе ровной земли между вершинами Хибин и озером, посёлок. Тоже Имандра. Не очень–то много разнообразия вокруг, вроде бы. Синие горы на горизонте, озеро, разноцветные мхи, кустики ягодников, да небольшие ёлочки. Над всем этим — бескрайнее небо. Как далеко от этого посёлка города и компьютеры…

Имандра. Посёлок на краю земли

Север 2010 МТ

Пока экипаж одного автомобиля бегал вокруг с фотокамерами, из радиостанции начали раздаваться призывы немедленно прыгать в машину, и давить на газ, сколько получится!
Что случилось?! Оказывается, был найден проводник, согласившийся показать нам, как проехать к нужной нам дороге к югу, в сторону станции Хибины и Апатитов.
На вопрос, почему «скорей, быстрей…», последовал ответ — проводник улепётывает так, что едва догнать можно! И вот мы мчимся по посёлку, догоняя первый автомобиль.
— Да что у вас там за проводник такой?!
— Дама на квадрике! Поливает так, что на машине не догнать!
— … !
Догнали. И правда, перед автомобилем несётся по грунтовке виртуозно управляемый квадроцикл. Пилот — почтенная леди, что называется, бальзаковского возраста. Большинство поворотов квадрик проходил в управляемом заносе. Ямы, лужи, камни и прочая незначительная ерунда леди нимало не смущала…

Север 2010 МТ

Остановившись возле развилки, дама указала искомую дорогу. На вопрос же, откуда такой уровень вождения, ответила — содержим с мужем нечто вроде турбазы. Соответственно, большой опыт — зимой снегоход, летом квадроцикл.
Пожелав нам удачи, хозяйка развернула квадрик практически на месте, блеснула табличка на машине — «Off-Road Use Only» — и исчезла за поворотом…
А мы отправились на нужную дорогу. Посёлок остался сзади, брод через ручей рядом с железной дорогой, и подвесной пешеходный мостик.
О самой дороге до станции Хибины сказать особенно нечего. Это лесная дорога, очень каменистая, тоже с бродами, и довольно сильным рельефом.
Ближе к вечеру мы добрались до станции и дачного посёлка Хибины, выехали на асфальтовую дорогу и накачали колёса до дорожного давления. Судя по карте, шоссе проходило буквально в паре километров. Но вот тут и начались чудеса.
Логично рассудить при взгляде на карту, что коль скоро мы выехали из дачного посёлка, в котором своими глазами видели автомобили, то они туда каким–то образом попадают. Судя по картам, дорога проходит мимо железнодорожного узла и промышленных предприятий, затем выходит к шоссе. В ту сторону мы и направились.
Каково же было наше удивление, когда буквально через два–три километра мы оказались перед внушительным КПП со шлагбаумом, постом охраны и бетонными блоками по сторонам! Надписи гласили, что проезд далее невозможен, так как это закрытая территория горно–обогатительного комбината. То есть, дорога–то на карте есть, только проходит она вот таким образом… Вполне вероятно, что существует какой–нибудь проезд, что называется, огородами. И местным жителям он известен. Но нам–то нет! А может быть местных садоводов беспрепятственно пропускают через территорию ГОКа? Неведомо. В любом случае, ситуация сложилась своеобразная. Времени — десятый час вечера, машины стоят перед закрытой территорией, другого выезда на общедоступное шоссе мы не знаем. Обратно — несколько десятков километров по не самым простым дорогам, все устали. Не говоря уж о том, что даже теоретически на такой путь просто не хватит топлива. Пришлось обратиться с просьбой помочь и разрешить нам каким–то образом попасть на шоссе к Кировску. Удивлению охранницы на посту не было предела:
— Откуда вы здесь взялись?!
— То есть?! Из леса… От Имандры. А в конечном счёте, с гор…
Вообще, странно. Можно подумать, что Хибины, как было когда–то, являются закрытой территорией. По–видимому, просто так и сложилось с прежних времён, что «чужие здесь не ходят». Спасибо охране предприятия, оказавшейся вполне доброжелательной. Вскоре подъехал УАЗик и нас сопроводили до ворот на выезд к шоссе.
Получается, что для того, чтобы приехать в жилой посёлок Имандра на автомобиле, нужно ещё знать, как попасть на эту дорогу!
Благополучно выйдя на шоссе, мы двинулись в сторону Кировска. Оставалось немного — залить топлива в баки, проехать через Кировск, подняться по знакомой дорожке в горы, а там и базовый лагерь.
В тот вечер всю дорогу до базового лагеря мы имели возможность наблюдать уникальное шоу в небе: наползавшие на Хибины облака и заходящее солнце создавали немыслимые краски! Слои облаков то окрашивались в ярко–оранжевый на фоне тёмно–серого, то всё вокруг становилось фиолетовым, то вдруг сквозь чистый розовый цвет пробивались почти зелёные лучи…
Так кончился этот день, но мы ещё не выполнили все намеченные задачи!

Вверх по каменной реке (Умбозерский перевал)

Умбозерский считается единственным в Хибинах «условно» проходимым для автомобиля перевалом. Нам было интересно выяснить самим, насколько велика эта «условность».

Дорога вверх, к перевалу, начинается всё от той же основной проезжей дороги в долине. С гор течёт быстрый ручей Партомйок, а рядом, многократно его пересекая, проходит нечто, отдалённо напоминающее дорогу. Отдалённо — поскольку она считается больше зимником, и смысл её в том, чтобы значительно сократить путь из Хибин в Ревду и обратно. Но то, что хорошо зимой для вездехода, летом для автомобиля… именно, что похоже на дорогу.

Поначалу, от долины, это просто каменистая дорожка, во всём подобная другим в этих горах. Чем выше — тем сильнее всё меняется. В Хибинах вообще с подъёмом на высоту всё начинает выглядеть так, будто забрался тысячи на полторы или две — ведь это всё же приполярье. Хотя сам перевал расположен на относительно небольшой высоте, всего около 800 метров.

Быстро заканчивается хвойный лес, дорога проходит мимо развалин очередных бараков, переправа через ручей, и вокруг уже только кривые кусты полярной берёзы, а камни под колёсами увеличиваются и числом и размерами. После первого относительно ровного плато вместо дороги под колёсами оказывается сплошная полоса валунов, из–под которых в отдельных местах проглядывает земля. Эта каменная река «течёт» довольно беспорядочно — местами необходимо спускаться. Причём спуски доходят до 35 градусов вниз, при этом не по прямой, а с поворотом. Дополнительные острые ощущения добавляет уклон до 20 градусов наружу поворота… Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Но вскоре заканчиваются и заросли низкорослой берёзы, остаются отдельные кустики высотой сантиметров по 30, да разноцветные лишайники. Вокруг серые стены гор, и стоит отойти от автомобилей хотя бы метров на сто, как понимаешь, насколько они среди всего этого маленькие.

Север 2010 МТ

Первое, нижнее озеро мы преодолели вброд, аккуратненько проехав ближе к берегу, по небольшой глубине. Впереди ещё один подъём, более напоминающий просто «язык» камнепада, каковым в общем-то и является.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Наверху этой «ступени» уже практически сплошной мир камня. Всё, что там растёт — всевозможных цветов мхи и лишайники. Серый камень гор, обломки этого же серого камня под ногами, и ультрамариновое зеркало озера, зажатого между двумя склонами.

Приехали. Это Умбозерский перевал.

Север 2010 МТ

Этот перевал проходим, и мы это сделали. Автомобиль был проведён туда и обратно. Обратно — потому, что дальше нужно спускаться по тундрам в сторону Ревды, а делать этого мы не планировали.

Однако же следует привести некоторые рекомендации для желающих поехать туда.
Да, проехать там возможно. По крайней мере, было возможно летом 2010–го года. Вполне вероятно, что воды в озере может быть намного больше, и тогда это станет совсем сложным. В любом случае, там необходимо соблюдать крайнюю осторожность. Достаточно одной ошибки штурмана или пилота, чтобы автомобиль отправился в озеро способом переворота через крышу. Вообще на дорогу к перевалу не следует ехать в условиях сильных осадков — если есть такая возможность, то лучше переждать. В некоторых местах колёса легко могут сползти вбок с мокрых камней. Кроме того, очень желательна хорошая тормозная система — машину приходится удерживать.

Север 2010 МТ Север 2010 МТ Север 2010 МТ

Эпилог. Домой!

Вот и всё. Все поставленные задачи выполнены. Можно смело сказать, что мы побывали в Хибинах почти везде, где вообще можно проехать на автомобиле, пусть даже с трудом. Северные горы были к нам вполне благосклонны, показав нам всё, что мы оказались способны увидеть и понять. Были облака под ногами, и тёплый песок пляжа, и радуги, и гроза в горах, во время которой настала самая натуральная, буквальная тьма. Были километры и километры дорог — всяких дорог, и простых, и не очень.

…Вечер в Хибинах перед отъездом выдался малокомфортным. Нескончаемый холодный ветер, морось в воздухе, пропитывающая всё вокруг, буквально вбиваемая ветром в одежду. То же самое было и наутро — мокрые палатки, мокрые машины, мокрые камни вокруг. Температура около 10 градусов. Пора домой. А ведь там, южнее, всё ещё теплое лето!

Как отдельные кадры:
…дорога к Кировску, вокруг висит сетка мелкого дождя…
…Кировск, бабульки с клубникой возле магазина – «Забирайте, последняя!»…
…теплеет, остался позади дождь, там облака зацепились за Хибины…
…четыреста километров к югу, снова лето…
…поворот к Гирвасу, ночь, отблеск воды Пальеозера…
…летний день, и почти горячая вода на мелководье, лагерь собран, поехали…
…улицы Питера, кажется, будто прохожие смотрят как-то странно… Всё, вот мы и дома.

P.S.: Но «всё» — это только на этот раз! Приключения не кончаются!

Север 2010 МТ

Фотографии участников экспедиции.

© Trophy Expedition Team июль — август 2010 года