В эволюции естествознания возможно обнаружить четыре смены парадигмы. Ключевой была смена парадигмы XVII столетия – появление классического естествознания. Красной нитью сквозь все научное естествознание с 17 века проходит мысль, согласно которой объективность теоретического познания достигается лишь тогда, когда из объяснения удаляется все, что относится к наблюдателю и методикам его научной реальности. Эти мысли оказались предвосхищены в сочинениях Аристотеля.
Основания естествознания XVII-XVIII века опирались на совокупность философских базисов, когда превалирующую роль представляли идеи примитивизма. В основе эпистемологической составляющей такой системы оказались представления о науке как экспериментировании.
Ключевые изменения возникли в начале 19 века. Их можно признать как следующую глобальную научную революцию, обосновавшую эволюцию к иному уровню парадигмы — системно оформленной науке. Античная картина мира теряет статус окончательной. В дарвинизме, химии и других дисциплинах формируются иные объяснения философии, нередуцируемые к средневековой. В географии разрабатываются идеалы эволюционного объяснения, тогда как астрономия продолжает основывать свои теории, абстрагируясь от теории эволюционизма. Все описанные динамики затрагивали главным образом слой, определяющий нюансы исследуемых объектов.
В философии главной предстает проблема соотношения разнообразных методов синтеза знаний. Поиск путей универсальности науки, задача интеграции знания превращаются в главнейшую из фундаментальных научных задач, усиливая свою важность на протяжении дальнейшего совершенствования картины мира, как это прекрасно исследовано в публикации “Философия русского космизма и учение Вернадского о био- и ноосфере”.
Эти трансцендентные смены мировоззрения в естествознании происходили как развитие классической науки и ее характера мышления. Следующая глобальная научно-техническая смена мировоззрения связана со становлением неклассического учения с конца девятнадцатого до начала XX века в атомистике (открытие делимости атома) и в астрономии. Формируется теория систем.
Идеи новой философии характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и осознованием относительной достоверности гипотез. В пику идее определенно истинной теории признается достоверность множества. Пересматриваются корреляции между познавательными постулатами философии и особенностями объекта.