Все мы родом из детства. В наших играх и мечтах мы видели себя летчиками – ведь так было бы здорово летать среди облаков, или просто парить в свободном полете. Сейчас у нас разные профессии, разные интересы. Взрослая жизнь поделила нас на богатых и бедных, превратив нас в людей занятых и серьезных. Все мы изменились со временем. Однако время от времени живущая в каждом из нас частичка прежнего ребенка дает о себе знать, и тогда душа требует полета. Мы не прочь обзавестись личным самолетом, но хранить его слишком неудобно. Хотели бы прыгнуть с парашютом, но ради двух-трех прыжков надо ехать на далекий аэродром и посвятить этому целый день. Подумали о “тарзанке”, которой славится Парк Горького? Однако полагаем, что за предоставляемое ею кратковременное ощущение свободного падения придется заплатить слишком дорого. Мы хотели бы научиться летать на дельтоплане, но неуверенны, что хватит сил затащить эту тяжесть на гору обратно. Неудобств действительно очень много.
Однако полетать все равно хочется. Человек создал аппарат в котором удалось избежать этих недостатков. Всего каких-то 5-6 лет назад лишь единицы знали значение слова ПАРАПЛАН. О сути этого аппарата было известно еще меньшему числу людей. Сегодня же многим он хорошо известен и знаком. Это конструкция в виде сверхлегкого летательного аппарата наподобие мягкого крыла, который можно поместить в небольшой рюкзак, и которая будет с вами повсюду. Чтобы взлететь, можно обойтись без оборудованного аэродрома. Взяв старт на склоне даже маленькой горы, Вы будете в состоянии набрать 2-х километровую высоту и летать 3-5 часов. Вам не нужно обладать большой физической силой, вес параплана не больше десяти килограмм. Цена такого аппарата – 200-2000 долларов. Этот вид спорта доступен людям среднего достатка, а потому очень демократичен. Если Вы хотите насладиться радостью полета на данном аппарате, но Вас терзают сомнения о том, что неизвестные преграды и сложности при этом неизбежны, Вам будет небезынтересно и полезно узнать о принципах устройства и действия параплана, о чем я расскажу ниже, а также об обучении.
Парапланы разных типов имеют, в общем, сходную конструкцию и различаются лишь линейными и техническими параметрами. Форма купола со стропами – усеченный эллипс, его составные части – верхняя и нижняя оболочки, которые соединяются друг с другом посредством нервюров, делящих купол секционно. Две концевые нервюры (левая и правая) переходят в боковые полотнища – “уши”. В передней части купола в каждой секции есть воздухозаборники. На нервюрах в нижней части вшиты петли, к которым монтируются стропы. Отверстия, которыми снабжены нервюры, способствуют равномерному поступлению воздуха в купол. Нервюры усилены нашитыми на них специальными элементами из лент, что обеспечивает равномерную загрузку, а плотный материал, из которого они изготовлены, способствует сохранению формы купола при взлете.
Для стропной системы характерна каскадная постановка и деление на ряды. Первым рядом считается ряд строп ближний к воздухозаборникам, далее идет второй т.д., на задней кромке смонтированы стропы управления, работающие аналогично закрылкам у самолета. Понизу стропы скрепляются с кольцами свободных концов.
Для свободных концов характерно наличие петли, при помощи которой они скрепляются с подвесной системой, а также они состоят из нескольких лент, каждая из которых заканчивается кольцом. Четвертая лента оснащена ручкой управления – “клевантой”, ведущей к стропам управления, и пряжкой триммера, которую используют, когда хотят уменьшить скорость купола, изменяя угол атаки купола.
Пилот размещается в подвесной системе, состоящей из сидения, спинка которого плотная и жесткая, к которому прикреплены ленты грудной перемычки, ножные обхваты, круговая лямка и плечевые обхваты. В грудной перемычке и ножных обхватах предусмотрены пряжки с разъемом, которые наиболее удобны при одевании. Ленты плечевых обхватов снабжены пряжками для регулировки плотного их прилежания к телу пилота, которые также служат ему для того, чтобы переменить позу при полете. Круговая лямка снабжена петлями, к которым при помощи карабинов присоединяются свободные концы параплана. Перекрестные компенсаторы служат для компенсации поперечной раскачки, возникающей в сильно турбулентном потоке. Не забыт и запасной парашют: своими свободными концами он присоединяется к петлям, расположенным в верхних частях лент плечевого обхвата.
Существуют различные этапы процесса изучения техники полетов на параплане, изучить все или ограничиться несколькими – это определяется в соответствии с планами и намерениями будущего парапланериста. Кому-то достаточно полетов с горки вниз в безветрие. Кто-то хочет летать на дальние расстояния, по сложным маршрутам и, как в спорте, постоянно стремиться к совершенствованию. Можно также заняться фигурными полетами, тандем полетами, посоревноваться в экстремальных складываниях купола, попробовать себя во взлетах, когда старт задают лебедки и парамоторы. Взлететь под силу каждому. И не только над суетой!
Дмитрий Гусев. Клуб “Экстрим стиль”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *