– Большинство родителей считают, что если ребенок умеет писать, читать, считать, то она готова идти в первый класс. Но на самом деле этого недостаточно, — рассказывает «Семьи и дома» специалист по дошкольному воспитанию Центра развития ребенка и семейного досуга. — Есть педагогические и психологические критерии оценки готовности ребенка к школе.

ГЛАВНОЕ — ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Важнейшей для ребенка является его физиологическая готовность к обучению в школе. Это означает, что у него должен быть развит на определенном уровне скелет. Есть тест, который можно применить дома. Попросите ребенка рукой через голову достать противоположное ухо. Так мы проверяем пропорциональность развития тела, потому что знаем, что оно развивается неравномерно. У малыша пропорции тела иные, чем у ребенка 6-7 лет. Если ваше чадо достает ухо, то берем во внимание.

Второе — зубная зрелость. Все говорят, что когда у ребенка начали выпадать молочные зубы — пора вести в школу. Казалось бы, какая связь между чтением-писанием и зубами? А связь есть. Поскольку с созреванием зубов созревают центры, которые отвечают за детскую психомоторику (совокупность подвижных действий, управляемых сознанием). Поэтому норма — если выпало четыре молочные зуба.

Третье — костная зрелость. Положите руку ребенка на стол, и пусть поочередно поднимает пальчики. Сделать это довольно просто, особенно — поднять средний и безымянный пальцы. Если получится, то это свидетельствует, что костная ткань развита и ребенок выдерживает нагрузки по письму.

Четвертое — зрелость коры головного мозга. Одну руку ребенка укройте платком и под ней коснитесь одного из пальчиков. Ребенок должен показать на второй руке, какого пальца вы коснулись. Если он выполнит эту задачу, то готов высидеть четыре урока по 40 минут, нести на плечах большой портфель и т.п.. Ведь главное для первоклашки — физическое здоровье.

УЧИТЬСЯ — ЭТО УЖЕ НЕ ИГРАТЬ …

Когда мы говорим о интеллектуальной ГОТОВНОСТИ, то речь идет об элементарном уровень математических знаний, о окружающей среде, навыки письма, чтения. Тестирование по этому поводу сейчас проводят даже в обычных школах: не потому, что царит конкуренция, а потому, что учителя и родители заинтересованы, чтобы обучение проходило безболезненно для всех его участников. Если психолог заметил какие-то проблемы, то должен предоставить рекомендации родителям, каким образом работать с ребенком те несколько месяцев перед школой.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ заключается в том, что ребенок должен быть готов выслушивать человека, понять, что есть время для игры, а есть для обучения, должен свои интересы подстроить под нормы, считаться с другими, действовать по установленным правилам. Во время тестирования учтите: если ребенок умеет слушать другого человека, выполняет следующие логические операции, как анализ, синтез, классификация предметов, — это высокий уровень готовности. Средний — когда концентрация слабая и ребенок допускает ошибки. А низкий — когда слушает только первые пять минут, затем крутится-вертится, теряет внимание.

Не растут ДЕТИ в «ВАКУУМЕ»

Важной после физиологической является СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ. Часто родители не отдают ребенка ни в садик, ни в секции, ни в клубы. Считают, что няня или гувернантка все это им заменит. Но ребенок не получает социального опыта общения со сверстниками. Представьте, что случится, когда он придет в первый класс,до этого пребывая в таком «вакууме». Его охватит шок. Во-первых, чужая тетя смотрит не только на него, а значит, ребенок перестал быть центром внимания. Во-вторых, он хочет делать одно, а эти дети, вокруг, совсем другое, они ему не подчиняются … Тогда возникают трудности во взаимодействии со сверстниками. Ребенок должен уметь договариваться, знать правила игры, действовать в команде. И адекватно к себе относиться, в частности понимать, что не всегда будет первым, лучшим. А воспринимать успехи других — это нормально. Надо объяснять, что когда ты победил, то завоевал первенство заслуженно. Ведь есть лидеры, которые хотят быть первыми в любом случае. Тогда это не лидерство, а подлость. Это надо детям объяснять.

ЯРКИЙ ПОРТФЕЛЬ, НОВАЯ ФОРМА — ПРЕКРАСНАЯ МОТИВАЦИЯ для первоклассников!

Следующая группа оценки готовности к школе — САМООЦЕНКА. Среди детей чаще встречаем две полярные самооценки — заниженную или завышенную. Лучше всего для школьника, когда она слегка повышена. Ибо если маленькие и любимые в семье, разве это плохо? Иначе это является проблемой, поэтому лучше протестировать ребенка заранее, чтобы за те месяцы, которые продлятся от времени тестирования к школе, вы имели возможность несколько скорректировать. Заниженную самооценку очень трудно поднять. А проверить — просто. Тест называется «Лесенка». На листке бумаги нарисуйте лестницу с десятью ступеньками. И скажите, что на низкой — наиболее непослушные, глупые, нехорошие дети, а на самой — умные, послушные, самые-самые … Вот, мол, подумай, куда ты себя поставил бы? .. Если ребенок укажет седьмого-восьмого-девятого ступеньки — это хорошо. Когда, не дай Бог, на первую, задумайтесь. Это означает, что он чувствует нелюбимым.

И последнее. У ребенка до шести-семи лет должна быть четкая МОТИВАЦИЯ, почему он хочет идти в школу. В большинстве — это внешняя мотивация: красивая школьная форма, яркие тетради, пенал. Внутренняя — когда ребенок говорит, что хочет идти учиться, потому что получит много знаний. Дети, которые идут в школу с внешней мотивацией, учатся лучше. Почему? Потому что сразу удовлетворяют свои желания. Они хотели новый портфель, новую форму и получили их сразу. А вот чтобы достичь какого-то умственного удовлетворения, то надо поработать, — результаты будут не быстро …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *